Единый бесплатный телефон по России
Для звонков из Москвы и Подмосковья

Вентиляция крыши

Вентиляция – это необходимое условие длительной и надежной эксплуатации всего здания.

При недостаточной, или же вовсе отсутствие, вентиляции, все элементы кровли из-за образования на них конденсата, начинают постепенно намокать. Неприятные последствия несет намокание деревянных деталей кровли (стропил, мауэрлата, колонн и ригелей) и теплоизоляции. К таким последствиям относятся:

  • Накопление влаги, из-за которой на стропилах и подконструкции образовывается конденсат. А впоследствии грибок и плесень, приводящие к разрушению деревянных элементов. 
  • Коррозия конструкций из металла, разрушение бетонных и кирпичных деталей. 
  • Образование на кровле наледи, которое приводит к повреждению кровли и водосточной системы. Проникновение талой воды под покрытие кровли в период оттепелей. 
  • Намокание теплоизоляции приводит к острому снижению ее термического сопротивления, и в следствии к росту затрат на отопление жилища. 
  • Перегрев кровельного материала в летнее время (особенно это касается битумных плит) и внутренних помещений мансарды. 
  • Увеличение расходов на кондиционирование внутренних помещений.

Для формирования вентиляционного зазора на стропила вдоль набивают бруски контробрешетки, толщиной 25-50 мм, монтаж которой осуществляют поверх гидроизоляции. Ширина вентиляционного зазора между кровлей и утеплителем зависит от профиля кровельного материала. В случае необходимости применения профилированных листов из оцинкованной стали: черепицы, металлочерепицы и других волнистых листов, толщина вентилируемой воздушной прослойки должна быть не меньше 25 мм. При конструировании кровли из плоских листов (оцинкованная сталь, асбестоцементные листы, мягкая битумная черепица, рулонные материалы) важна воздушная прослойка, толщина которой не менее 50 мм.

Между брусками через метр-полтора делаются разрывы 50 или 100 мм, чтобы поток воздуха переходил из одного канала в другой. Данная технология исключает образование в кровельной конструкции застойных зон вокруг окон, в ендовах и т. д. Застойные зоны опасны тем, что утеплитель в них начинает впитывать в себя влагу. Что в последствии приводит к целому набора неприятностей: сосулек на свесах, сугробов на крыше, повышение расходов на отопление и, как правило, к капитальному ремонту кровли.

Крыши бывают с двумя или одним вентиляционным зазором.

Крыша с двумя вентиляционными зазорами

Через верхний зазор между кровельным покрытием и гидроизоляцией уходит внешняя влага, образовавшаяся в подкровельном пространстве.

Нижний вентилируемый зазор, находящийся между гидроизоляцией и утеплителем, необходим для удаления влаги, образовавшейся путем перемещения из внутренних помещений мансарды через пароизоляцию в кровлю.

Причинами перемещения влаги в парообразном состоянии может быть некачественный материал или неправильный монтаж изоляционного слоя. Например, нахлесты рулонов пароизоляционной пленки не проклеены или стыки пленки к стенам, мансардным окнам, мауэрлатам и прочим элементам конструкции произведены не герметичными. При устройстве вентилируемого зазора можно применить достаточно широкий спектр материалов: микроперфорированные и антиконденсатные пленки. В случае правильного монтажа, предложенный метод будет надежно работать в течение длительного срока времени. А стоимость гидроизоляционных материалов для монтажа будет гораздо меньше, нежели для современных конструкций с диффузионными пленками.

Но ограниченные преимущества подобной схемы вентиляции ничто, по сравнению с ее принципиальными недостатками:

  • Высокие потери тепла из-за отсутствия ветрозащиты;
  • Высокий риск конвективного переноса влаги из теплого помещения в теплоизоляцию;
  • Увлажнение утеплителя в летнее время влагой из атмосферного воздуха.
  • Открытые зазоры в подкровельном гидроизоляционном слое, на хребтах и коньках, снижают защиту кровли от проникновения внешних осадков. Тем самым, вынуждая использовать вентиляционные рулоны с плотными сетками или лентами из нетканого материала; 
  • Снижение характеристик утеплителя вследствие механического уноса волокон минеральной ваты; 
  • Пыль, проникающая через нижний воздушный зазор, достаточно гигроскопична, скапливаясь на теплоизоляции, она становится причиной увлажнения последней.

Факт того, что в странах Европы, крыши с двумя вентилируемыми зазорами используют достаточно редко (например, в Германии это не более трех процентов от всех новых крыш), доказывает стремление инвесторов, архитекторов и кровельщиков снизить потери энергии, тем самым повысив надежность зданий.

Крыша с одним вентиляционным зазором

Конструкция с одним вентиляционным зазором, находящимся между кровлей и утеплителем, который защищен диффузионной (паропроницаемой) пленкой, не имеет упомянутых выше погрешностей. Ветрозащитное покрытие, которое также может быть использовано в качестве гидроизоляционного слоя, монтируется с перехлестом через коньки и хребты, а использование аэроэлементов и рулонов с большими отверстиями позволит эффективно проветривать крышу без риска протекания.

Конек

Вытяжные кровельные выходы, могут быть как точечными, так и непрерывными. Монтируют точечные выходы кровельных аэраторов на коньке кровли или вблизи от него. Кровельные аэраторы могут иметь форму гриба, встроенный вентилятор и соединяться с общей системой вентиляции дома. Монтаж непрерывных выходов, осуществляют по всей длине конька кровли, тем самым, способствуя качественной вентиляции. Сверху они скрыты основным кровельным материалом, после монтажа их совсем не видно на кровле.

Основными ошибками при монтаже конька являются:

  • Заполнение коньковой планки монтажной пеной или ее герметичная заклейка лентами, что препятствует проветриванию крыши; 
  • Отсутствие продуха в коньковой части подкровельной пленки в случае, если конструкция крыши предусматривает два вентиляционных зазора.

Карнизный свес

Устанавливая карниз, следует обеспечить достаточную площадь входных отверстий для воздуха. Проследив, чтобы кровельщики, не пренебрегали вентиляционными элементами, препятствующими проникновению птиц, или их неправильного монтажа.

Гарантированной защитой воздушных каналов на карнизе станет вентиляционная лента, которая закрывает торцы контробрешетки, аэроэлемент свеса и решетку свеса. Действующей защитой от снега может стать водосточная система. Специалистами рекомендовано располагать желоба прямо под кровельным материалом, над вентиляционным зазором.